17 сентября в 15.00 в ГКЦ "Ровесник" состоится торжественное мероприятие, посвященное Дню народного единства
"Нам всем, кто видит мир по-разному, следует осознать, что у нас единая ценность - клочок земли в центре Европы. Другого не дано. И во имя сохранения его для детей давайте перевернем страницу пройденного и будем вместе писать новую главу независимой Беларуси.
...Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы - умная, толерантная, устремленная в будущее нация!"
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
17 сентября – День народного единства
Суверенитет – это ключевой атрибут государства. Его утрата фактически означает полную «несостоятельность» государственной власти, неспособность национальных институтов осуществлять внутреннюю и внешнюю политику без вмешательства извне.
Суверенитет
нашей страны буквально выстрадан, завоеван ценой жизней миллионов людей. В
преодолении тяжелых испытаний наиболее ярко проявились мужество и патриотизм
белорусов, готовность отдать жизнь, но не встать на колени, не покориться. Эти
черты характера и сегодня присущи белорусскому народу. Не дают им исчезнуть не
только память о подвигах наших предков, но и те многочисленные вызовы, с
которыми приходится сталкиваться нашему молодому государству. «Сегодня Беларусь держит удар во всех
сферах жизни: политической, дипломатической, информационной, общественной, на
уровне военных угроз, в сфере исторической политики», – заявил
А.Г.Лукашенко 30 июля 2021 г. на встрече с активом местной вертикали по
актуальным вопросам общественно-политической обстановки. «Кто-то очень хочет, чтобы белорусы навсегда утратили свою идентичность
и завершили путь как нация, растворились в глобальном мире», – сказал Глава
государства.
Ключевой
фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны – единство
народа. Поэтому закономерно, что 2021 год объявлен Президентом Республики
Беларусь Годом народного единства.
Тема единства белорусского народа получила свое развитие и в ходе
VI Всебелорусского народного собрания. На высшем уровне было поддержано
предложение делегатов об учреждении Дня народного единства.
Учитывая, что
дата 17 сентября 1939 г. является символом восстановления исторической
справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в
1921 г. по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепилась в
национальной исторической традиции, Указом Президента Республики Беларусь от 7
июня 2021 № 206 в нашей стране учрежден государственный праздник − День
народного единства, который будет отмечаться ежегодно, 17 сентября.
Сегодня, по
прошествии стольких лет, можно с уверенностью сказать, что главная сила,
которая обеспечила воссоединение западных и восточных белорусов – это идущее из
глубины народной души стремление достойно жить в едином сильном государстве.
Единство – это надежный щит нации, готовой сплотиться в трудный момент, залог стабильности
и основа для дальнейшего развития.
Разделение белорусского народа в результате Рижского мирного договора 1921 г. и нахождение Западной Беларуси в составе Польши
В первой половине ХХ в. белорусский народ
познал трагедию национального разъединения, когда западные белорусские земли,
на которых проживало 3,4 млн наших соотечественников, на восемнадцать лет
оказались включены в состав Польши.
Это разъединение произошло 18 марта 1921 г., когда в Риге был
заключен мирный договор, подписанный делегациями
Польши, РСФСР и УССР без участия делегации Беларуси. Белорусская нация и ее этническая территория после
Рижского мирного договора оказались разделенными на части. Советско-польская граница была определена произвольно по
случайно составленной конфигурации линии фронта и никакого другого обоснования
не имела. Получив половину Беларуси и четверть Украины, воспринимая эти
территории как предназначенные для полонизации «дикие окраины», Польша стала
государством, в котором поляки составляли только 64% населения.
По существу, этот договор заложил
глубинные антагонистические межгосударственные противоречия и породил
неустойчивость в межнациональной безопасности народов Восточной Европы. Он
исторически был обречен на неудачу, так как нарушал территориальную целостность
восточных народов-соседей Польши.
Договор был антибелорусским по
сути, не соответствовал национальным интересам белорусского народа. Юридически он
закреплял независимость Социалистической Советской Республики Беларуси и давал
определенные гарантии белорусам для организации национально-культурной жизни в
составе польского государства. Однако польские
правительственные круги не думали о выполнении положений договора.
Территории Западной Беларуси
назывались северо-восточной окраиной польского государства («крэсы всходне»). Уже в самом наименовании данной территории сквозит идея непризнания права
белорусов на самоопределение.
Суть
внутренней политики польских властей в межвоенный период можно определить как
«Польша для поляков». По отношению к национальным меньшинствам попирались не
только статьи Рижского мирного договора и Версальского трактата, но и польская
Конституция.
Объективный
анализ документальных источников свидетельствует, что в Польше проводилась
последовательная, наступательная и бескомпромиссная ассимиляторская политика,
которая осуществлялась методами экономической, политической, идеологической и
культурно-просветительской дискриминации национальных меньшинств, а также с
помощью репрессий и преследований.
Политика
правовой дискриминации национальных меньшинств получила свое логическое
развитие в официальном заявлении польского министра иностранных дел Ю.Бека на
заседании Лиги Наций в Женеве в сентябре 1934 г. В его выступлении был озвучен
тезис об отказе Польши от данных ранее гарантий по соблюдению прав национальных
меньшинств.
Западная
Беларусь являлась отсталым аграрно-сырьевым регионом польского государства. Это отрицательно сказывалось
на положении населения, что особенно ярко проявилось в период мирового
экономического кризиса 1929–1933 годов. В наиболее тяжелом положении оказалась
западнобелорусская деревня, где проживало подавляющее большинство населения
края. Крестьяне страдали от безземелья, перенаселенности деревни и налогового
бремени. В городах из-за спада в промышленности росла безработица. Социальная
напряженность дополнялась национально-правовым гнетом.
Справедливость этого высказывания подтверждают следующие цифры: в 1931 г.
85% населения края проживало в сельской местности и только 15% – в городе.
Составляя 24% территории и 13% населения польского государства, Белостокское,
Виленское, Новогрудское и Полесское воеводства в 1926 г. сконцентрировали всего
лишь 1,8% рабочих и 2,8% предприятий с 20-ю и более рабочими, а удельный
вес в общем объеме промышленного производства Польши с трудом достигал 3%.
Аграрная политика польских властей была подчинена
в первую очередь задаче всемерного упрочения и усиления «польского начала» в
жизни края. Это предопределило ставку государства в
западнобелорусской деревне на «польский элемент» (помещиков, военных
колонистов-осадников и сельскую буржуазию католического вероисповедания).
Проводившиеся реформы не разрешили аграрный вопрос в пользу безземельных и
малоземельных крестьян, составлявших большинство сельского населения края –
наоборот, они еще больше обострили земельный голод.
Польские власти проводили в Западной Беларуси политику,
направленную на уничтожение этнокультурной самобытности белорусского народа.
Особенно это отчетливо проявилось в образовательной сфере. Так, если в начале
1920-х годов в Западной Беларуси функционировали 2 белорусские учительские
семинарии, 8 белорусских гимназий и около 400 начальных белорусских школ,
то в 1938/1939 учебном году не осталось ни одной белорусской школы. Если к 1941
г., в БССР насчитывалось 25 высших учебных заведений и около 20 тыс. студентов,
то об открытии вузов в Западной Беларуси не могло быть и речи. Белорусским
организациям, осуществлявшим культурно-просветительскую деятельность, польскими
властями чинились постоянные препятствия, к 1939 г. большинство из них
были ликвидированы.
При
этом к концу 1930-х годов польские власти так и не смогли обеспечить обещанного
всеобщего начального обучения, серьезных сдвигов в решении проблемы
неграмотности. Во многих местностях Западной Беларуси, особенно на Полесье,
продолжали существовать «бесшкольные округа». Всего на западнобелорусских
землях в 1938/1939 учебном году не посещали школу более 100 тыс. детей.
Польская
политика ассимиляции сводилась к триаде: местное население должно было думать
по-польски, учиться по-польски и в духе польской государственности.
Господствовало мнение о белорусах как о «пассивной массе» без «собственных
государственных традиций».
Однако это
противоречит многочисленным историческим фактам, показывающим масштаб
национально-освободительного движения на присоединенной территории. Только в
1923 г. на территории Западной Беларуси было зарегистрировано 590 протестных
акций, в которых участвовало 126 тыс. человек. В том же году 6 тыс. партизан
осуществили около 500 боевых операций.
В результате
главным методом политического управления стало принуждение, временами переходящее
в террор.
В конце 1923
г. в тюрьмах Западной Беларуси насчитывалось 1,3 тыс. политических заключенных,
в том же году к смертной казни были приговорены 109 человек, подавляющее
большинство – белорусские патриоты. В 1927 г. польскими властями была
разгромлена Белорусская крестьянско-работницкая громада – крупнейшая
белорусская политическая организация (в январе 1927 г. насчитывала более 100
тыс. членов, объединенных почти в 2 тыс. кружков). С 1934 г. в
Березо-Картузском концентрационном лагере оказались тысячи «общественно опасных
элементов».
Справочно.
Юридическим основанием для создания названного концлагеря стал изданный 17
июня 1934 г. совместный декрет Президента Польши И.Мосьтицкого и польского
правительства о местах изоляции социально опасных элементов. Этот документ
вместе с И.Мосьтицким подписали Председатель Совета Министров Польши
Л.Козловский, а также все члены правительства. Декрет нарушал международные
обязательства Польши, гражданские права и нормы правосудия.
В результате в период со второй половины июня 1934 г. до 17 сентября
1939 г. в местечке Береза-Картузская Полесского воеводства (сейчас г.Береза,
Брестская область) действовал концлагерь, режим в котором не уступал порядкам в
концлагерях нацистской Германии.
В нем содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности»
противники действующей власти: коммунисты, евреи, поляки, украинцы, белорусы и
лица других национальностей. По данным открытых источников, общее количество
заключенных за весь период существования лагеря оценивается порядка в 10 тысяч
человек.
О невыносимых условиях нахождения в концлагере как нельзя лучше
свидетельствуют слова первого коменданта концлагеря, подинспектора польской
полиции Б.Греффнера о том, что из лагеря есть только две дороги: в больницу или
могилу.
Совершенно другая ситуация складывалась в жизни белорусского общества в
советском государстве. С образованием 31 декабря 1922 г. СССР, одной из республик-основательниц
которого стала ССРБ, сформировались благоприятные условия для практического
решения проблемы возвращения восточных белорусских этнических земель. Так, в
результате двух укрупнений, проведенных в 1924 и 1926 годах, в состав БССР
были включены белорусские районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний.
Тем самым созданы условия для экономического, социального и культурного
развития белорусского народа и его государственности. Однако до полного
восстановления целостности белорусского народа эту работу нельзя было назвать
завершенной.
Договор о ненападении между Германией и СССР
Инициативы Советского Союза по созданию системы
коллективной безопасности на европейском континенте не нашли взаимопонимания и
поддержки со стороны правящих кругов Великобритании, Франции и Польши, которые
стремились достичь своей безопасности за счет советского государства, направляя
агрессию нацистской Германии и ее сателлитов на Восток.
Кстати
в 1933 г. Польша стала вторым государством (после Ватикана), которое официально
признало нацистский рейх, обеспечив ему таким образом поддержку на международном
уровне.
Таблица
Договоры с нацистской
Германией
Дата |
Страна, договор |
1933 – 15 июля |
Великобритания, Франция, Италия – пакт
четырёх |
1934 – 26 января |
Польша – пакт Гитлера – Пилсудского |
1935 – 22 апреля |
Великобритания – морское соглашение |
1936 – 25 ноября |
Япония – антикоминтерновский пакт |
1938 – 30 сентября |
Великобритания – декларация о
ненападении |
1938 – 6 декабря |
Франция – декларация о
ненападении |
1939 – 23 марта |
Румыния – экономическое соглашение |
1939 – 22 марта |
Литва – договор о ненападении |
1939 – 22 мая |
Италия – пакт о союзе и дружбе |
1939 – 31 мая |
Дания – договор о ненападении |
1939 – 7 июня |
Эстония – договор о ненападении |
1939 – 7 июня |
Латвия – договор о ненападении |
1939 – 23 августа |
СССР – договор о ненападении |
Договор о
ненападении между СССР и Германией был последним в череде подобных договоров,
подписанных между Германией и другими европейскими странами.
Инициатива
заключения германо-советского договора принадлежала германской дипломатии, а не
советской. В результате в Москве 23 августа 1939 г. был подписан
германо-советский договор о ненападении сроком на 10 лет. Одновременно был
подписан «секретный дополнительный протокол» о разграничении сфер обоюдных
интересов в Восточной Европе. Ни договор о ненападении, ни приложенный к нему
секретный дополнительный протокол не содержали статей о военном сотрудничестве
и не обязывали вести боевые действия против третьих стран либо оказывать помощь
в случае участия одной из них в военном конфликте. Заметим, что достигнутые
договоренности между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни
формально, ни фактически.
Германо-советский
договор не представлял собой ничего экстраординарного с точки зрения
политической практики и морали того времени, особенно если его сравнить с
Мюнхенским пактом 1938 г. Следует отметить, что еще за год до заключения 23
августа 1939 г. договора о ненападении между Германией и СССР и секретного
дополнительного протокола к нему имелось секретное соглашение между Германией и
Польшей о разделе Чехословакии: Цешинская область должна была отойти к Польше
после того, как германские армии займут Судетскую область. В конце известного
совещания в Мюнхене 27 сентября 1938 г. Германия и Польша договорились о «демаркационной
линии» на случай, если начнутся военные действия. В результате Польша получила
Цешинскую область Чехословакии.
Еще 28
апреля 1939 г. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, а
германский генштаб приступил к заключительному этапу разработки плана «Вайс» –
захвату Польши. Главнокомандующий германскими сухопутными силами генерал В.Браухич
15 июня подписал директиву о нападении на Польшу, а 22 августа 1939 г. А.Гитлер
отдал распоряжение о том, что прежде всего будет разгромлена Польша. Эти
указания прозвучали, когда И.Риббентроп еще не прибыл в Москву для заключения
договора. Известно, что задолго до его подписания И.Сталин был проинформирован
германским руководством о том, что 1 сентября 1939 г. Германия начнет военную
кампанию против Польши, независимо от факта заключения с СССР
межгосударственного соглашения. Судьба польского государства была
предопределена до подписания германо-советского договора.
Освободительный поход Красной Армии в сентябре 1939 г.
и включение Западной Беларуси в состав БССР
1 сентября 1939 г. германские войска перешли границу Польши. Началась
Вторая мировая война. Правительство и военное командование Польши оказались не
в силах противостоять военной машине Германии.
Советское правительство занимало
выжидательную позицию, несмотря на попытки Германии втянуть Советский Союз в
войну против Польши. Германское
руководство в первые сентябрьские дни неоднократно напоминало и даже требовало
от Советского Союза решительных действий. 10 сентября В.Молотов заявил германскому
послу, что советское правительство должно убедиться в том, что Польша
распалась, и тогда оно придет на помощь белорусам и украинцам. Таким образом, Германии дали понять, что
для СССР главное – не военные действия, а возвращение белорусских и украинских территорий.
Лишь 16 сентября в частях Красной Армии Белорусского фронта был зачитан приказ о выступлении 17 сентября в
освободительный поход на запад. В приказе подчеркивалась освободительная
миссия советских войск, которые должны оказать срочную помощь украинским и
белорусским рабочим, чтобы спасти их и взять под защиту от врага. Советским
войскам было запрещено бомбить и обстреливать из пушек населенные пункты. Требовалось проявлять лояльное отношение к польским
военнослужащим, если они не будут оказывать вооруженного сопротивления.
СССР
не объявлял войны Польше. Правительство
Польши тоже признало, что состояния войны с Советским Союзом нет. Поэтому в
своем приказе польским войскам маршал Э.Рыдз-Смиглый 17 сентября подчеркивал:
«С Советами не воевать, только в случае натиска с их стороны или попыток
разоружения наших частей... Войска, к которым подошли Советы, должны вступать с
ними в переговоры в целях выхода гарнизонов в Румынию или Венгрию».
Большинство белорусского населения края воспринимало
тогдашние события как акт исторической справедливости, встречало Красную Армию
как избавительницу от национального гнета цветами и хлебом-солью. В городах и
деревнях собирались многолюдные митинги, на которых рабочие и крестьяне приветствовали
своих освободителей. Свидетель сентябрьских событий 1939 г., народный поэт
Беларуси М.Танк спустя полвека говорил, что «никаким сводкам, реляциям, более поздним свидетельствам историков не
под силу передать тот энтузиазм и радость, с какими трудящиеся Западной Беларуси
встречали весть о воссоединении».
С
продвижением Красной Армии в западнобелорусских городах и деревнях началось
формирование новой системы власти. Уже 19 сентября командующий Белорусским
фронтом М.Ковалев отдал приказ, призывающий местное население создавать органы
советской власти.
Опираясь на
поддержку большей части населения, временные управления и крестьянские комитеты
устанавливали новый порядок.
Уже в конце
сентября – октябре в Белостокскую, Вилейскую, Полесскую и Новогрудскую области
Западной Беларуси из восточных областей БССР было командировано около
3 тыс. партийных работников, в том числе и более 1 тыс. комсомольцев.
Главная задача, которую поставили перед ними, – организация выборов в Народное
Собрание Западной Беларуси.
Именно
Народному Собранию предстояло решить судьбу освобожденных земель.
Днем выборов в Народное собрание было определено
воскресенье, 22 октября 1939 г. Выборы проводились на основе всеобщего
прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Правом выбора в
Народное собрание пользовались все граждане мужского и женского пола, достигшие
18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания,
образовательного ценза, социального происхождения, имущественного положения и
прошлой деятельности. По сравнению с польским избирательным законом 1935 г.,
выборы в Народное собрание носили куда более демократический характер.
Для проведения выборов в Западной Беларуси было создано 929 округов из расчета 5 тыс. избирателей на округ. Выборы в Народное собрание
Западной Беларуси проводились при чрезвычайно высокой активности населения
края. С юридической точки зрения это был всенародный плебисцит.
В
выборах 22 октября 1939 г. из общего количества 2 763 191 избирателя
в голосовании участвовали 96,71%. За выдвинутых кандидатов проголосовали 90,7%
избирателей.
Работа собрания началась 28 октября 1939 г. в Белостоке. Присутствовали все избранные депутаты. Среди них было:563 крестьянина, 197 рабочих,12 представителей интеллигенции, 29 служащих, 25 кустарей,по национальному составу – 621 белорус, 127 поляков, 72 еврея, 53 украинца,43 русских и 10 представителей других национальностей. Как видно, состав депутатов отражал исторически сложившуюся социальную и национальную структуру населения края.
Справочно.
Народное
собрание открыл старейший депутат – 68-летний крестьянин из д. Масевичи
Волковысского уезда Степан Струг. Доклад о форме государственной власти в
Беларуси сделал известный деятель западнобелорусского
национально-освободительного движения Сергей Притыцкий, который в 1936 г.
Виленским окружным судом был приговорен к смертной казни за покушение на
провокатора в зале суда.
В единогласно принятой Декларации о государственной
власти подчеркивалось, что «Беларускі
народны сход, які выказвае непахісную волю і жаданне народаў Заходняй Беларусі,
абвяшчае на ўсей тэрыторыі Заходняй Беларусі ўстанаўленне Савецкай улады». Также 29 октября 1939 г. единогласно были приняты
Декларация о вхождении Западной Беларуси в состав БССР, где подчеркивалось, что
воля белорусского народа является высшим законом, и постановлялось: «Прасіць
Вярхоўны Савет Саюза Савецкіх Сацыялістычных Рэспублік прыняць Заходнюю
Беларусь у склад Савецкага Саюза і Беларускай Савецкай Сацыялістычнай
Рэспублікі, з’яднаць беларускі народ у адзіную дзяржаву і пакласці тым самым
канец раз’яднанню беларускага народа», Декларация о конфискации помещичьих
земель, Декларация о национализации банков и крупной промышленности.
На последнем заседании 30 октября Народное
собрание выбрало полномочную комиссию из 66 человек для поездки в Москву, чтобы передать решение относительно
вступления Западной Беларуси в состав СССР. Процесс юридически-правового оформления факта вхождения Западной Беларуси в состав Советского Союза был завершен решениями внеочередной 5-й сессии Верховного Совета СССР 2 ноября и
3-й внеочередной сессии Верховного Совета БССР 14 ноября
Эти исторические события восстановили территориальную
целостность республики и объединили белорусский народ, увеличив почти вдвое
территорию и население страны. На западнобелорусских землях были созданы
Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области.
За короткий отрезок времени были проведены
значительные социально-экономические преобразования в интересах большинства
населения.
Если в 1938 г. в западных областях Беларуси было лишь
около 80 больниц и около 1000 врачей, то в конце 1940 г. здесь имелось
243 больницы и родильных дома, 207 поликлиник и амбулаторий, в медицинских
учреждениях работало 1755 врачей и 5585 медицинских работников среднего звена.
Если в
1937/1938 учебном году в Западной Беларуси действовало около 4670 школ, в
которых обучение происходило на польском языке, то в 1940/1941 учебном году уже
работало 5959 школ, причем более 4500 из них вели обучение на белорусском
языке, а остальные – на русском, польском, еврейском и литовском языках. В
начале 1941 г. около 170 тыс. взрослых посещали школы по ликвидации
неграмотности.
В
западных областях БССР были открыты 5 высших учебных заведений и 25 средних
специальных. Открылись 5 театров, действовали 220 библиотек и 211
киноустановок.
Началось
строительство новых фабрик и заводов. Оборудование для них завозилось из
России, Украины и восточных областей БССР. В конце 1940 г. в западных областях
действовали 392 промышленных предприятия, на которых было занято около 40 тыс.
рабочих. Объем валовой продукции промышленности увеличился почти в 2 раза по
сравнению с 1938 г. и составил 27,6% промышленного производства республики, до
1941 г. безработица в регионе практически была ликвидирована.
Историческое значение воссоединения
белорусского народа, современные оценки значимости данного события
Воссоединение
Западной Беларуси с БССР имеет большое историческое значение для белорусов.
Перед рабочими, крестьянами и интеллигенцией западных областей открылись
перспективы развития хозяйственной жизни, науки, культуры, созидательной работы
в едином государстве на благо всего белорусского народа. Создавались новые
отрасли промышленности: машиностроительная, химическая, электронная,
текстильная. Постепенно улучшалось и сельское хозяйство. Опираясь на
экономический и научно-технический потенциал всей страны, западнобелорусский
регион после воссоединения сделал значительный шаг в социально-экономическом
развитии и осуществлении культурных преобразований.
Воссоединение Западной Беларуси с
БССР, как и Западной Украины с УССР, положительно повлияло на ход мировой
истории. Оно позволило сорвать гитлеровский блицкриг летом 1941 г. и стало
одним из важных факторов разгрома Германии и ее союзников. Этот исторический
акт соответствовал интересам большинства населения края, предотвратил угрозу
полонизации и ассимиляции белорусов, способствовал консолидации белорусской
нации. Осенью 1939 г. территория Беларуси вновь обрела
целостность, вернулась в русло вековой исторической традиции. С этого времени национальное единство
явилось важнейшей предпосылкой для стремительного национально-государственного
развития, общего поступательного движения к прогрессу.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР является событием непреходящей
социально-политической значимости для исторической судьбы белорусского народа, укрепления
белорусской государственности. Это событие оценивается в белорусской
историографии неизменно в позитивном ключе, трактуется в созидательном русле.
Для Беларуси и белорусского народа воссоединение – это акт исторической
справедливости, одно из важнейших общественно-политических, социально-экономических,
этнонациональных и культурных событий XX столетия.
Изначально Народное собрание Западной Беларуси объявило 17 сентября
Днем освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков.
Именно в таком качестве этот день и был торжественно и широко отпразднован в
1940 г. в БССР.
После Великой Отечественной войны 1941–1945 годов день 17 сентября
в последний раз на общесоюзном уровне был отпразднован в 1949 г. После этого он
отмечался в Белорусской ССР неофициально и максимально скромно. Обусловлено это
было тем, что центральное советское руководство не считало оправданным лишний
раз обижать ставшую важным политическим, экономическим и военным союзником СССР
Польскую Народную Республику и бередить раны польской исторической памяти.
Ненормальность создавшегося положения отметили ветераны Коммунистической партии
Западной Беларуси, и поэтому 22 сентября 1989 г. на рассмотрение ЦК КПБ было
вынесено предложение об установлении в БССР общественно-политического праздника
– Дня воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР.
В результате Президиум
Верховного Совета Белорусской ССР объявил 14 ноября Днем воссоединения Западной
Беларуси с Белорусской ССР – именно тогда в 1939 г. был принят соответствующий
закон. Однако с развалом СССР эта дата тоже перестала отмечаться.
Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе сведений Национальной академии наук Беларуси, материалов БелТА, «СБ. Беларусь сегодня»