Одна из основных тем Единого дня информирования в ноябре - "Могилевский диалог: Итоги проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов"
Во исполнение поручений Главы государства, данных 16
сентября 2020 г. в ходе встречи с активом Республики Беларусь по вопросам
общественно-политической ситуации в стране, в
Могилевской области в период с 13 по 23 октября 2020 была организована работа диалоговых площадок
по вопросам конституционной реформы, иным актуальным проблемам развития страны
и регионов.
В
городах Могилеве и Бобруйске проведено 9 региональных дискуссий по
направлениям:
-
конституционное реформирование и партийное строительство;
- повышение роли местного управления
и самоуправления с проекцией на развитие регионов;
- государственная молодежная
политика;
-социальная сфера (образование,
спорт, культура, экология);
- экономика (инфраструктура, бизнес,
региональные проекты).
В каждом районе области состоялись
региональные дискуссии в рамках проведения расширенных заседаний
координационных советов общественных организаций и политических партий
регионов, в то числе таких, как Коммунистическая партия Беларуси, Объединенная
гражданская партия, партия левых «Справедливый мир», БНФ, т.е. был представлен
широкий спектр гражданского общества.
Все региональные дискуссии прошли в
заинтересованной, открытой обстановке с внесением конкретных предложений, направленных на улучшения качества
жизни населения, на сохранение мира и согласия в обществе.
Например, обсуждение основных направлений совершенствования
национального конституционного законодательства состоялось 16 октября в
Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова в рамках работы
открытой региональной платформы «Конституционное строительство».
Участниками
платформы обсуждены и предложены изменения
и дополнения в Конституцию Республики Беларусь по вопросам государственного
строительства, механизма
назначения руководителей органов исполнительной власти и судей, совершенствования
функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь», а именно:
1. Целесообразно
на конституционном уровне определить правовой статус Всебелорусского народного
собрания;
Ввести
норму о Всебелорусском народномсобрании как представительном органе власти в
раздел IV Конституции.
Определить Всебелорусское народное собрание как
представительный орган власти, обладающий правом представлять интересы
населения и принимать от его имени решения по важнейшим вопросам
государственной жизни и государственного строительства;
2. В соответствии с принципом разделения властей
одно и то же лицо не вправе быть членом и высшего законодательного, и высшего
исполнительного органов власти. Этому противоречит ч. 3 ст. 92, в которой отмечается, что депутат Палаты представителей
может быть одновременно членом Правительства. Кроме того, депутаты в Республике
Беларусь работают на профессиональной основе и как указывается, например, в
Конституции Российской Федерации, они не могут находиться на государственной
службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и творческой;
3. Ранее
Конституция предусматривала существование в Республике Беларусь Контрольной
палаты. Ее Председатель и Совет избирался Парламентом. В целях усиления
полномочий Парламента в сфере контроля стоит либо вернуться к данному варианту,
либо осуществлять назначение Председателя Комитета государственного контроля
Президентом, но с согласия Совета Республики (п. 12 ст. 84).
Создание
института общественного контроля деятельности контрольно-надзорных органов позволит:
повысить общественное доверие к власти; повысить ответственность государственных
служащих за эффективность своей деятельности; сократить уровень коррупции при
осуществлении государственного контроля и надзора за счет осуществления
прозрачных процессов, их регламентации и публичного мониторинга; оптимизировать
бюджетные расходы – за счет сокращения малоэффективных контрольных мероприятий
и оптимизации численности контрольно-надзорных органов;
4. Изменить статус Конституционного Суда,
включить его не в судебную систему, а в систему органов контроля, наряду с
прокуратурой и Комитетом государственного контроля, вернув шестому разделу
Конституции прежнее название «Государственный контроль и надзор»;
5. Для повышения
доверия к Центральной комиссии по проведению выборов и республиканских
референдумов предложено вернуться к
первой редакции Конституции. В ней данная комиссия образовывалась Парламентом.
Либо использовать систему, когда 1/3 часть Центризбиркома определяется
Президентом, 1/3 – Палатой представителей, 1/3 – Советом Республики (п.4 ст.
84). Также можно уточнить в п.11, что смещать Президент имеет право только тех
членов Центральной избирательной комиссии, которых назначил он сам, но
избранных Парламентом (п. 11 ст. 84);
6. Вышеуказанный
подход возможен и для формирования Конституционного Суда для усиления его
независимости и укрепления системы сдержек и противовесов (п.10 ст. 84; п.3 ст.
98);
7. Исключить
в тексте Конституции упоминание о хозяйственном суде;
8. Предлагаемые изменения и дополнения в Основной закон страны в рамках обсуждения вопроса смертной казни. Заключение Конституционного суда Республики Беларусь от 11 марта 2004 г.
№З-171/2004 обращает внимание на то, что часть третья статьи
24 Конституции Республики Беларусь позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. По мнению Конституционного Суда вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге – об объявлении моратория на его применение, может быть решен Главой государства и Парламентом.
В качестве одного из вариантов решения указанного вопроса может стать ратификация Республикой Беларусь Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989г., в соответствии с которым ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства – участника этого Протокола, не подвергается смертной казни (пункт 1), каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (пункт 2).
Нашей Конституцией каждому гражданину гарантировано право на жизнь, исходя из гуманных общечеловеческих ценностей, считаем, что государство вправе на данном этапе взять на себя ответственность и объявить мораторий на применение смертной казни;
9.
Предлагаемые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь в рамках решения
вопроса о введении института
уполномоченного по правам человека:
Парламентский
контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и
их защиту на территории Республики Беларусь и в пределах ее юрисдикции на
постоянной основе осуществляет Уполномоченный по правам человека в Республике
Беларусь.
Уполномоченный
по правам человека в Республике Беларусь является независимым должностным
лицом, которое следит за соблюдением прав и свобод человека государственными
органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами,
содействует восстановлению нарушенных прав и свобод, совершенствованию
нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод. Порядок деятельности
Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь определяется законом.
Уполномоченный
по правам человека в Республике Беларусь пользуется неприкосновенностью при
выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Палата представителей
решает вопрос о даче согласия на арест Уполномоченного по правам человека в
Республике Беларусь или на лишение его свободы иным образом, за исключением
совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также
задержания на месте совершения преступления.
Уполномоченный
по правам человека в Республике Беларусь не может принадлежать к политическим
партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности,
занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую
работу, кроме научной, преподавательской или творческой.
Также
были обсуждены и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и
глав Основного закона нашей страны. В частности, например, предлагается:
1. При проведения второго тура выборов Президента Республики Беларусь
целесообразно перейти от абсолютного большинства к относительному, как это
принято во многих странах (ч. 3 ст. 82 Конституции Республики Беларусь);
2. В случае вакансии должности Президента или
невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия временно
переходят к Премьер-министру (ст. 89). Однако если с
Премьер-министром что-либо случится, кто
до избрания нового Главы государства будет исполнять президентские полномочия и кто будет возглавлять
исполнительную власть. Предлагаем на
этот случай предусмотреть несколько возможных вариантов замещения вакантной
должности по примеру некоторых стран мира;
3. Ценз проживания необходим чтобы лицо,
представляющее интересы той или иной области страны, знало существующую там
обстановку, наличие тех или иных региональных проблем.
Это обусловлено
тем, что, например, в отношении Президента уточнено – Главой государства может
быть гражданин Республики Беларусь постоянно проживающий в стране не менее 10
лет непосредственно перед выборами (ст. 80), то относительно членов Совета
Республики такого уточнения нет (ч. 2 ст. 92). Желательно было бы также
указать, что членом Совета Республики может быть гражданин, постоянно
проживающий на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет
непосредственно перед выборами, либо 5 лет из последних 10;
4. Временные декреты
Президента Республики Беларусь сохраняют силу, если они не будут отменены
большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат
Национального собрания (ч.3 ст. 101). Однако набрать 2/3 голосов очень сложно,
в соответствии с чем, предлагается уменьшить данный показатель до абсолютного
большинства голосов от полного состава каждой из палат Парламента;
5. Целесообразно расширить число субъектов права
законодательной инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционные
Суды (ст. 99).
В соответствии с
редакцией Конституции 1994 г. законодательной инициативой обладали также
Генеральный прокурор, Контрольная палата и Национальный банк;
6. Предлагается сохранить за Президентом только право на формирование
Верховного Суда, а формирование судов нижестоящих инстанций передать в
компетенцию Верховного Суда или областных судов в соответствии с судебной
иерархией.
Много предложений внесено и по
другим направлениям дискуссионных площадок.
Так,
на дискуссионной площадке «Местное управление и самоуправление» обсуждали
вопросы повышения роли самоуправления, расширения полномочий местных Советов
депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения
регионов, земельным вопросам. Одним из предложений было повышение самостоятельности
районов, налоговая и бюджетная автономия. Для этого предложено внести ряд
изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
Обсуждался также вопрос об усилении
роли местного самоуправления. Участники высказали предложение об упразднении
сельских Советов депутатов и создания сельских администраций с выбором Главы
администрации путём голосования.
Кроме этого предлагалось внести
изменения в законодательство в части
упрощения процедуры формирования органов территориального общественного
самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право
участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.
Много
внимания участниками дискуссий было уделено вопросам расширения полномочий
коллегиальных и единоличных органов местного самоуправления, предоставление им
финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения,
право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение
Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам
местного значения.
При
обсуждении вопросов молодежной политики, участники дискуссии выработали ряд
конкретных предложений, а именно:
- создать самостоятельный республиканский
орган государственного управления, ответственный за осуществление
государственной молодежной политики, который будет реализовывать свои
полномочия через подразделения в структуре местных исполнительных органов;
- разработать и утвердить Республиканскую
программу «Молодежь Беларуси» на 2022-2025 годы;
- установить порядок финансирования молодежных
проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике
Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;
- создать единый молодежный информационный
портал в Республике Беларусь;
- рассмотреть вопрос об увеличении возраста
молодых граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства,
постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от
шестнадцати до тридцати пяти лет.
Вопросы
развития экономики активно обсуждены с участием директорского корпуса области,
предпринимательских структур, научной общественности, ведущих экономистов и
юристов. 13 октября участники региональной дискуссии, прошедшей в г. Могилеве
на базе ГУВПО «Белорусско-Российский университет», внесли ряд конкретных
предложений, направленных на развитие
бизнеса, экономических процессов, деловой инициативы, создание инновационных производств, а именно:
-
сократить сроки принятия государственными органами различных решений (о
выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство);
-
определить наиболее интересные для инвесторов площадки и вкладывать бюджетные
средства в инженерную инфраструктуру. Особо остро стоит вопрос с
финансированием СЭЗ по данному направлению;
- предусмотреть возможность предоставления
льгот для крупных и мелких организаций объединенных в кооперационные цепочки и
выпускающих инновационную, импортозамещающую, экспортоориентированную
продукцию;
-
определить источник финансирования организаций кластерного развития, которые
будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;
-
дополнить виды работ, которые может выполнять организация, выполняющая
установку нового оборудования, с разработкой ПСД но без дополнительного
разрешения исполкомов, такими работами как работы по прокладке или замене
инженерных сетей и технологического оборудования, находящихся вне зданий, но
являющихся частью оборудования, а также отделочных и других работ производимых
внутри здания и не затрагивающих несущую
способность здания;
-
гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;
-
исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора за
экономические преступления, более активно использовать практику применения
залога;
-
исключительное право на решение о лишении собственности, принудительной
остановке работы организаций предоставить только суду;
- внести
корректировки по вопросам исчисления размеров пенсии для руководителей
субъектов хозяйствования государственной формы собственности с долей
государства более 50%, увязав ее со стажем, и результатами деятельности общества;
-
развить инструменты финансирования МСП в рамках мероприятий по поддержке
предпринимательства, особое внимание уделить грантам;
- с
учетом сложившейся ситуации внести изменения в систему оплаты за
энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за них, а также
рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного субсидирования;
-
определить, что организации (за исключением нефтехимии, калийных удобрений и
т.п.), имеющие рентабельность выше 20%, сверхприбыль вкладывают в развитие
территорий, на которых они расположены;
- с
целью более качественного подбора аспирантов ВУЗов, предоставить право второй
отсрочки от службы в вооруженных силах для обучения в аспирантуре;
-
организовать взаимодействие ВУЗов и организаций по написанию курсовых и
дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования.
Вопросы функционирования и развития
социальной сферы рассмотрены на региональной дискуссионной площадке,
состоявшейся в г. Могилеве 19.10.2020 года. В результате внесены следующие
предложения:
- отвязать
штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;
- ввести единый экзамен по завершению
обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, проводимый
независимыми комиссиям, с целью распределения потоков учащихся для дальнейшего
обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального
образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;
- ввести единый государственный экзамен
в форме независимого ЦТ, объединив выпускные экзамены за курс средней школы и
вступительные экзамены в высшие учебные заведения;
- создать республиканскую
Интернет-платформу для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным
вопросам обучения и воспитания (с привлечением опытных и авторитетных
экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики).
- расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или
услуги ассистента предоставляются для одиноких и одиноко проживающих инвалидов
I и II группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы
сопровождения;
- предусмотреть в законодательстве
норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и
попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры
об осуществлении опеки на возмездной основе;
- проработать вопрос о создании республиканской общественной
организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию
идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение,
реставрацию и использование объектов для публичного посещения,
культурно-образовательных целей;
- пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на
территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и
реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный
список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
- разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению
объектами инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества
обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные
площадки на дворовой территории, велодорожки);
- разделить ответственность туристических операторов и туристических
агентов перед потребителем услуг.
По данному направлению внесено ряд предложений по внесению изменений в
Конституцию Республики Беларусь на дискуссионной площадке города Бобруйска, а
именно предложено:
- Второй абзац статьи 49 изложить в следующей редакции:
«Гарантируется доступность и бесплатность дошкольного, общего среднего и
профессионально-технического образования в государственных учреждениях».
2. Статью 49 дополнить пунктами:
1.Общее базовое образование является
обязательным.
2.Родители и (или) лица, их заменяющие,
обеспечивают получение детьми общего базового образования.
3.Родители и (или) лица, их заменяющие, имеют право выбора
государственного или негосударственного учреждения образования.
4.Государством устанавливаются
образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и
самообразования.
3. Статью 32 изложить в следующей редакции:
Трудоспособные
дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях, а также о лицах, их
заменяющих, и оказывать им помощь в вопросах жизнеобеспечения.
Одиноким
нетрудоспособным пожилым гражданам и инвалидам гарантирована помощь государства
в вопросах их жизнеустройства.
В статье 32 в
пункте 4 слова «решения суда» заменить словами «решения уполномоченного
органа».
4. Статью 45
изложить в следующей редакции:
Граждане Республики
Беларусь обязаны ответственно относиться к сохранению, укреплению и
восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих.
5. Необходимо
расширение критериев определения возрастных категорий, предусмотренных
Положением о критериях определения возрастных категорий детей, среди которых
допускается распространение информационной продукции, утвержденного
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 871.
Ряд конкретных
предложений поступило от районных дискуссионных площадок, например о введении
смешанной избирательной системы, о расширении полномочий местных Советов
депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов (областного и
районного уровня) по вопросам социально-экономического развития и жизнеобеспечения регионов.
На
дискуссионных площадках много предложений было по принятию дополнительных мер
по привлечению и закреплению молодежи в малых и средних городах и сельской
местности таких как:
расширение объемов строительства арендного жилья;
расширения
полномочий местным органам власти по определению категорий молодых граждан (до
31 года) для получения арендного жилья, исходя из реальной потребности региона;
выделение
льготного кредита для молодых специалистов не зависимо от места жительства
родителей;
поддержка предпринимательской инициативы через
бюджетное финансирование не только безработным гражданам, но и выделение
грандов молодым гражданам, в том числе и предпринимателям, на реализацию
бизнес-проектов на конкурсной основе и на обучение новым востребованным специальностям и другие.
На
дискуссионных площадках также обсуждались вопросы укрепления
материально-технической базы учреждений образования, культуры,
здравоохранения районного уровня,
развития коммунальных объектов, транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Активно
поднимался вопрос о возможном изменении административно-территориальной
системы. Отмечено, что неопределенность и непонимание о статусе того или иного
районного центра приводит к тому, что семьи не понимают можно ли планировать
будущее свое и своих детей в данном населенном пункте, открывать бизнес или
нет.
Высказано пожелание, чтобы в результате административной реформы сохранились малые
города, ведь именно вокруг них сегодня концентрируются сельские населенные
пункты, жители планируют свою жизнь с учетом уже сложившейся инфраструктуры на
местах, а любое укрупнение, как показал уже опыт, или перенос центров районов,
приведет к дальнейшему усилению урбанизации в стране.
23 октября
состоялось пленарное
заседание по итогам проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов «Могилевский диалог», все
поступившие предложения обобщены и включены в итоговую резолюцию.
В течение ноября-декабря 2020 года для
сбора предложений от населения по
актуальным вопросам развития страны и регионов на базе общественных приемных РОО «Белая
Русь» в каждом регионе области организован прием граждан участниками
региональных диалоговых площадок по вопросам конституционной реформы, иным
актуальным проблемам развития страны и регионов – для районов два раза в
неделю, для городов Могилева и Бобруйска ежедневно (кроме выходных дней) с 17-00 до 19-00. Графики приема опубликованы в региональных средствах массовой информации, размещены на официальных сайтах
горрайисполкомов, администраций районов в гг. Могилеве и Бобруйске
Резолюция
по итогам
проведения пленарного заседания по итогам проведения региональных
дискуссий по актуальным вопросам
развития страны и регионов «Могилевский
диалог» 23.10.2020 г.
Представители органов государственного
управления и самоуправления, депутатского корпуса, общественных организаций и
политических партий, населения Могилевской области по итогам проведения в
области региональных дискуссий по
актуальным вопросам развития страны и регионов вносят следующие
предложения по результатам рассмотрения вопросов на диалоговых площадках:
- По вопросам
конституционного реформирования и партийного строительства:
- на конституционном уровне закрепить информационный статус Белорусского
государства;
- предусмотреть совершенствование
функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь;
- произвести имплементацию
смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы;
- ввести мораторий на применение
смертной казни;
- ввести институт уполномоченного
по правам человека в Республике Беларусь.
Обсуждены
и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и глав Основного
закона Республики Беларусь: о порядке формирования Центральной избирательной
комиссии Республики Беларусь, полномочиях
Конституционного Суда, определении правового статуса Всебелорусского народного
собрания, о создании института общественного контроля деятельности
контрольно-надзорных органов, исполнении обязанностей Президента Республики
Беларусь при невозможности исполнения им своих обязанностей, правовом статусе Декретов Президента
Республики Беларусь, расширении числа субъектов права законодательной
инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционные Суды.
- По вопросам
повышения роли местного управления и самоуправления с проекцией на
развитие регионов:
- местные Советы депутатов избираются на 5 лет;
- рассмотреть возможность реорганизации сельских Советов депутатов в сельские администрации с
выбором Главы администрации путем голосования;
- расширить полномочия местных Советов депутатов по вопросам
социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов и земельным
вопросам;
- повысить самостоятельность районов, налоговую и бюджетную автономию;
-расширить полномочия и функции
органов местного самоуправления (депутатам и органам территориального
общественного самоуправления (далее – ОТОС), с предоставлением им финансирования для решения под свою ответственность
вопросов местного значения, право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов)
и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных
администраций предложения по вопросам местного значения;
-упростить процедуры формирования органов территориального общественного
самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право
участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.
- По вопросам
экономики:
- с целью
более качественного подбора аспирантов ВУЗов, предоставить право второй
отсрочки от службы в вооруженных силах для обучения в аспирантуре,
магистратуре;
- организовать взаимодействие ВУЗов и организаций по написанию курсовых
и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования;
- развить инструменты финансирования малого и среднего
предпринимательства в рамках мероприятий по поддержке предпринимательства,
особое внимание уделить грантам;
- предусмотреть возможность
предоставления льгот для крупных и мелких организаций, объединенных в
кооперационные цепочки и выпускающих инновационную, импортозамещающую,
экспортоориентированную продукцию;
- определить источник
финансирования для организаций кластерного
развития,
которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;
- - сократить сроки принятия государственными органами различных
решений (о выделении земельных участков,
выдаче разрешений на строительство и др.);
- - гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;
- - исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора
за экономические преступления, активно использовать практику применения залога;
- - внести корректировки в нормативные акты по вопросам исчисления
размеров пенсии для руководителей субъектов хозяйствования;
- - внести изменения в систему
оплаты за энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за
них, а также рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного
субсидирования;
- - определить в каждом районе производственные площадки и вкладывать
средства республиканского бюджета в инженерную инфраструктуру. Продолжить
работу по развитию свободных экономических зон.
4. По вопросам
молодежной политики:
-создать самостоятельный республиканский орган
государственного управления, ответственный за осуществление государственной
молодежной политики, который будет реализовать свои полномочия через
подразделения в структуре местных исполнительных органов;
- разработать и утвердить Республиканскую программу
«Молодежь Беларуси» на 2022-2025 годы;
- установить порядок финансирования молодежных
проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике
Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;
- создать единый молодежный информационный портал в
Республике Беларусь;
- рассмотреть вопрос об увеличении возраста молодых
граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства,
постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от
шестнадцати до тридцати пяти лет.
5. По вопросам
развития социальной сферы:
- отвязать
штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;
- ввести единый экзамен по
завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования,
проводимый независимыми комиссиям, с целью распределения потоков учащихся для
дальнейшего обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего
специального образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;
- ввести единый государственный экзамен в форме независимого ЦТ,
объединив выпускные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в
высшие учебные заведения;
- создать республиканскую Интернет-платформу для общения родителей
по наиболее актуальным и проблемным вопросам обучения и воспитания (с
привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и
иных субъектов профилактики);
-
расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или услуги
ассистента предоставляются для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II
группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы сопровождения;
-
предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов
подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не
являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной
основе;
- проработать вопрос о создании республиканской общественной
организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию
идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение,
реставрацию и использование объектов для публичного посещения,
культурно-образовательных целей;
- пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на
территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и
реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный
список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
- предусмотреть отчисления от продажи билетов на культурно-зрелищные
мероприятия для направления полученных средств на реконструкцию и реставрацию объектов
историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список
историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
-
разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению объектами
инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества
обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные
площадки на дворовой территории, велодорожки);
- разделить ответственность туристических операторов и туристических
агентов перед потребителем услуг.
Главное
управление идеологической работы и по делам молодежи облисполкома