Водный туристский маршрут по рекам Свислочь и Березина
Протяженность – 70 км
Продолжительность – 3 дня
г. Осиповичи – п. Сосновый – д. Лапичи – д. Озерище – д. Зборск – д. Верейцы – д. Смык – д. Вязье – д. Поташня – д. Нечье – д. Липень – д. Устиж – д. Свислочь –
д. Углата – р.п. Елизово – д. Чучье – д. Красное
Легенда нашей местности
Долго плыла – опальная великая киевская княгиня Рогнеда со своим малолетним сыном Изяславом на челнах – сначала по р. Днепр, потом по р. Березина, а дальше по р.Свислочь до самых Полоцких земель.
Д. Свислочь расположена вблизи территории междуречья:, где встречаются реки Свислочь и Березина. В те далекие времена здесь уже было укрепленное поселение, при виде большого количества незнакомых челнов, лучники обстреляли челны Рагнеды…*(Ссылка Предание Рогнеде)
1 день
г. Осиповичи – п. Сосновый – д. Лапичи – д. Озерище – д. Зборск – д. Верейцы -
д. Смык - д. Вязье (20 км)
Участок г. Осиповичи – п. Сосновый преодолеваем на автомобильном транспорте, разгрузку плавсредств проводим у автомобильного моста на правом берегу р. Свислочь около здания Цельского лесничества. Первый пункт нашего маршрута ж/д мост через реку. В начале XX в. по этой железной дороге целыми составами вывозился лес из владений Радзивиллов в Европу. На участке реки от п. Сосновый до д. Лапичи разместились многочисленные гнездовья лебедей, вы сможете покормить их прямо с рук.
Д. Лапичи – здесь в 1944 г. 17-ая танковая бригада форсировала реку и в течении 3-х дней вела бой с немецкой дивизией. На правом берегу реки в районе Притыки сохранилась наша линия обороны. На восточной окраине деревни, около устья речки Лапка, в эпоху Киевской Руси разместилось городище раннего Железного века, укрепленное подковообразным рвом и валом. Высота над уровнем реки 8-10 м. Размеры площадки 90х90 м. Вал высотой до 2 метров.
Здесь же можно отдохнуть и заняться рыбалкой на базе отдыха «Лапичи» ЧПОУП «Сезон охоты».
Д. Озерище порадует чистой прозрачной водой из своих родников. Постарайтесь не пропустить «птичий базар» на правом берегу реки напротив д. Озерище. Здесь на больших соснах разместились сотни гнезд журавлей и цапель. На берегу водохранилища расположились несколько небольших деревушек, где можно остановиться на небольшой привал и посидеть с удочкой на мостках.
Д. Зборск. Городище в деревне на стрелке мыса, который образован р. Свислочь (левый берег) и ручьем в урочище Замок. Состоит из двух площадок: - большая площадка, почти круглая, диаметром 60 м и меньшая площадка размером 26х17 м, их разделяет вал высотой 2 м и шириной до 15 м.
Д. Смык. Городище III –IV вв., VI – VII вв. и Х - ХI вв. в 3 км на северо-запад от деревни, на мысу, который образован р. Свислочь и р. Жужлянкой. Площадка треугольной формы, размеры 100х130 м. В районе д. Вязье разбиваем лагерь на ночлег на берегу реки. Д. Вязье с ХVI в. входила в состав Свислочской волости Минского уезда Великого княжества Литовского. В 1895 г. некоторое время здесь вместе с матерью жил, будущий белорусский поэт Максим Богданович. Так же деревня известна своей ГЭС, которая начала работать в 1953 г. Это самая крупная гидроэлектростанция в Беларуси.
2 день
д. Вязье – д. Поташня – д. Нечье – д. Липень – д. Устиж – д. Свислочь (29 км)
В д. Вязье проводим обнос судов вдоль плотины, и можно продолжать путь по р. Свислочь. Сразу за мостом слева начинаются пруды рыбхоза «Вязье».
Далее по маршруту д. Липень, радует глаз необыкновенно красивой природой. Возле деревни в урочище Староселье находится археологический памятник – селище бранторовской культуры (VI-VIII вв.) и эпохи Киевской Руси (X-XII вв.). Река петляет среди живописных берегов заросших лесом на пути - д. Устиж. Около нее 2 археологических памятника – селище (относится к I тыс.) и курганный могильник (имеет 2 насыпи, принадлежал дреговичам).
Д. Устиж расположилась на берегу р. Свислочь на старице реки в стране желтых кувшинок и белых лилий с удивительно прозрачной водой. Здесь можно сделать небольшой привал и полюбоваться этим уголком природы. Люди впервые поселились в этих местах около III тыс. лет до н.э. Поселение переодически исчезало и так же периодически возрождалось.
Легенда о курганах в деревне Устиж
Еще в 70-е гг. XX в. около д. Устиж, сохранились 2 кургана от прежней большой курганной группы. Местные жители были уверенны, что в одном из этих курганов зарыта золотая карета. И каждый тайком от своих соседей приходил ночью к этим насыпям, чтобы попытать счастья. Каждый думал, что ему повезет, и он найдет этот клад. В поисках этой легендарной кареты кладоискатели уничтожили один из сохранившихся курганов, и нашли только груду камней. В легенде говорится, что карета заколдована, и не каждый сможет добыть этот клад. Обратились люди за советом к местному священнику. Он посоветовал и благословил, нужно 12 ночей подряд читать акафист мученику Иоанну-воину об отыскании клада и клад откроется. Подвижники нашлись – клад нет.
Наш маршрут продолжается по реке до д. Свислочь где мы и разобьем наш лагерь на берегу р. Березина, куда и впадает р. Свислочь.
Легенда о замковой горе в деревне Свислочь
На горе в д. Свислочь в далекие времена находился большой замок. В одном из преданий говорится, что материалы для строительства замка привозили из Украины.
В замке жила женщина-призрак. Она часто появлялась на замковой горе в белом одеянии.
Кто ее увидит, радовались, значит, беда обойдет стороной его дом. В 1919 г. во время пожара многие видели этот призрак, окруженный венком. Он поднялся вверх и исчез.
Больше его никто не видел, а ведь считалось, что женщина-призрак оберегает того, кто ее увидит.
Но однажды ночью одной жительнице деревни приснился сон, во сне женщина-призрак, объяснила причину своего исчезновения: обидели ее жители тем, что перестали прислушиваться к голосу своей совести, ожесточились сердца людей. И когда люди опять полюбят друг друга бескорыстной, детской, доверчивой любовью, тогда вернется Ангел-хранитель замковой горы д. Свислочь.
В Свислочи около средней школы в 1998 г. был открыт краеведческий музей. Он расположен в отдельном здании площадью 141 кв.м. Основной фонд насчитывает более 2000 экспонатов.
Свислочь находится в удивительно красивом живописном уголке Могилёвщины, при слиянии рек Свислочи и Березины, в центре Беларуси. По утверждению некоторых исследователей, указанная территория является центром континентальной Европы.
Свислочь – городище культуры штрихованной керамики VI-I вв. до н.э. (археологический объект «Городище» – памятник истории и культуры Республиканского значения). В Список памятников Свислочи включён «Дом Яцко» (27.09.2005 г.). На территории Свислочи находится военный памятник как свидетельство ратного подвига в годы Великой Отечественной войны. В деревне есть множество объектов, которые заслуживают внимания населения своей историей (усадьба управляющего имением Свислочь, а также разрушающиеся стены строения на замчище, старые кладбища). Своеобразна природа. Интересны легенды.
Хозяйки агротуристических усадеб «Свислочь», «Вясковыя фарбы» и «Лилия» в д. Свислочь будут рады принять туристов.
3 день
д. Свислочь – д. Углата – р.п. Елизово – д. Чучье – д. Красное (21 км)
Продолжаем наш маршрут уже по р. Березина, впереди д. Углата, расроложенная на крутом берегу реки, железнодорожный мост и р.п. Елизово.
В р.п. Елизово, на окраине поселка на правом берегу р. Березина, расположено городище раннего Железного века и эпохи Киевской Руси. С западной, восточной и южной стороны оно укреплено 2 подковообразными валами и 2 рвами. С севера концами они обрываются крутым и высоким берегом над р. Березина.
В границах поселка, на правом берегу р. Березина, археологом Э.М. Зайковским были найдены кремневые пластинки.
В районе р.п. Елизово на правом берегу реки дубовая роща, хорошее место для отдыха и привала.
Есть возможность посетить Елизовский стеклозавод - небольшая экскурсия на современное производства и посещение музея завода – экскурсия в прошлое.
Далее по маршруту д. Чучье. Взору открывается высокий, крутой правый берег реки.
Большое количество небольших озер на левом берегу, русло реки извилистое, течение быстрое.
Конечный пункт маршрута д. Красное, недолеко от деревни находится археологический памятник – стоянка каменного века.
В д. Красное гостеприимно распахнет свои двери агротуристическая усадьба «Солнышко».
Про заселение территории Осиповичского района древними людьми свидетельствует множество стоянок, могильников, курганов, которые находятся около многих деревень.
На территории района есть памятники культуры каменного и бронзового веков, эпохи Киевской Руси. В начале ХХ в. в районе еще было известно около 20 городищ. До нашего времени сохранилось только 6 последних.
*Предание о Рогнеде
Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько страниц, как полоцкой княжне Рогнеде. Знатное происхождение, могущественное положение и богатство отца, яркая внешность великолепной Рагнеды - все, казалось, сулило ей любовь, преклонение и счастье. Но эти упования рухнули в одночасье. Вовлеченная в поток бурных событий, прекрасная Рогнеда стала жертвой непримиримого политического столкновения и мужского соперничества двух родных братьев - Ярополка и Владимира Святославичей.
В последней трети Х в. Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси. Полоцкая земля, которой по наследству, владел Рагволод, находилась между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил великий путь «из варяг в греки» - торговая артерия, жизненно необходимая для Древней Руси. Стремясь отнять друг у друга престол, братья Святославичи искали союза с Рогволодом.
Первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Ярополк был старшим сыном великого князя Святослава Игоревича. Перед своим последним дунайским походом Святослав отдал ему стол в Киеве, среднему сыну Олегу выделил древлянскую землю со стольным городом Овручем, а младшего его сына Владимира, выпросили себе новгородцы.
Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за послами Ярополка. Юные соперники просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы.
Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: «Не хочу разути робынича, хочу за Ярополка». Владимир был незаконнорожденным сыном Святослава. Его матерью была пленная «ключница» княгини Ольги - Малуша. А по бытовавшему в те времена древнерусскому свадебному обряду новобрачная должна была разуть своего мужа в знак преданности и покорности. Глубоко оскорбился таким ответом князь Владимир, а еще больше его дядя Добрыня, родной брат той самой Малуши, которую Рогнеда назвала «рабыней».
Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, к Ярополку.
Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке. После непродолжительной осады город был взят, а вся княжеская семья - захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда сочеталась браком с Владимиром и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву.
Одолев Ярополка, Владимир в 978 г. стал единовластным князем всей русской земли. А Рогнеда, его первая «водимая», то есть «законная», жена получила титул великой киевской княгини. Полоцкие земли, прежде принадлежавшие отцу Рогнеды, князю Рогволоду, Владимир присоединил к своим землям.
Через 9 месяцев после столь печально начавшегося супружества Рогнеды с Владимиром она родила сына-первенца Изяслава. Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой, очень скоро разлюбил ее, забыв и о несчастной супруге, и о маленьком сыне. Униженная дочь Рогволода жила уединенно в тереме на р. Лыбеди, недалеко от Киева. С ней находился маленький Изяслав, отныне единственная ее родная душа и отрада.
Удаленную из Киева великую княгиню Рогнеду мучили не только ревность и оскорбленное достоинство, но и тревога за маленького Изяслава. Равнодушие Владимира к их сыну-первенцу переполнило чашу терпения Рогнеды.
Однажды Владимир охотился в дубраве на берегу Лыбеди и решил навестить Рогнеду и сына Изяслава. Когда после богатого пира, утомленный охотой, Владимир крепко заснул, Рогнеда решилась на мужеубийство. Она тихонько встала с супружеского ложа, зажгла свечу, сняла со стены меч и занесла его над Владимиром. В тот самый момент Владимир внезапно проснулся и, выхватил у нее меч.
По языческим законам славян того времени, покушение на жизнь мужа каралось смертью. Княгиню же, по традиции, мог казнить только сам князь. Владимир велел Рогнеде надеть свадебную княжескую одежду, сесть на убранную постель в своей горнице и ждать его.
Рогнеда знала, что ее ждет неминуемая смерть, что на утренней заре брачное ложе станет для нее плахой, на которой беспощадный Владимир пронзит ее своим мечом. Когда с первыми лучами багровой зари князь вошел с мечом в руке к Рогнеде, его встретил четырехлетний Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь гневному родителю. И грозный Владимир, не посмел осуществить то, что ему повелевал языческий закон.
Бросил меч и приказал позвать бояр, чтобы спросить их совета. А бояре посоветовали Владимиру не убивать жену, простить ее ради сына и даже вернуть ей и Изяславу землю Рогволода. Владимир так и поступил. Смилостивившись над Рогнедой, «воздвигнул ей отчину», «устрои город и нарече имя городу тому Изяславль» - по имени их первого сына.
Печальная судьба прекрасной славянки Рогнеды вызывала сочувствие. За горести, слезы и страдания современники прозвали ее «Гориславой». Умерла Рогнеда на рубеже двух тысячелетий, в 1000 г.
Когда Изяслав – уже будучи полоцким князем – приехал на похороны матери, то спросил: «Что говорила мама перед смертью?». Ему ответили: «Ничего не говорила, только плакала».
Так вот, после ее смерти в районе Заславля забило несколько родников. Эти родники 1000 лет назад воспринимались и сегодня воспринимаются как слезы Рогнеды.