За последние десятилетия таможня подверглась кардинальным изменениям, перейдя от бумажного носителя к электронной или безбумажной таможне, а в последствии и к цифровой таможне. Работа таможен основана на принципах безбумажных технологий и высокоинтеллектуальных технологий, которые уже стали неотъемлемой частью деятельности, в которой работают как должностные лица таможенных органов, так и участники Внешнеэкономической деятельности.
Цифровая таможня – всеобъемлющая модель, ориентированная на будущее, согласно нормам международного права, в эпоху создания электронных продуктов. Цифровая таможня относится к любой автоматизированной или электронной деятельности, которая способствует эффективности, результативности и координации таможенной деятельности. Цель применения цифровой таможни – постепенное внедрение облачных технологий для хранения данных и интернета для эффективного контроля цепи поставки товаров, а также для взаимодействия с другими таможенными администрациями.
Цифровизация работы таможни уже дала конкретный результат: товары, выпущенные в автоматическом режиме, без участия должностных лиц таможенных органов позволяют уйти от очередей и избавляют бизнес от оформления лишних документов.
Основным инструментом контроля является система управления рисками, которая также постоянно совершенствуется. Она позволяет автоматически выявлять товары с высоким уровнем риска нарушения таможенного законодательства.
Сотрудники Могилевской таможни задействованы в двух проектах – работе центра электронного декларирования и эксперименте по удаленному выпуску пассажирских таможенных деклараций, фактически поданных в одном из минских пунктов таможенного оформления. Участие в последнем позволило распределить нагрузку среди структурных подразделений, участвующих в процессе оформления транспортных средств для личного пользования.
Необходимо отметить, что работа таможенных органов направлена на поэтапное внедрение цифровых технологий, что соответствует государственной политике по построению цифровой экономики.
П.А.Манкевич